Франциск Ксавье - биография путешественника
В Средние века происходили открытия новых земель и колонизации целых народов. Часто для этого приходилось использовать армию, но, помимо штыка, в ход шли и более гуманные способы. Среди проповедников мирного способа решения территориальных проблем был Франциск Ксавье, который предлагал аборигенам превратиться в добропорядочных христиан. |
Историческая справка Франциск Ксавье родился в Испании в аристократической семье, однако одна из многочисленных средневековых войн полностью разрушила привычный уклад жизни. Замок был разграблен, и многие родные, включая отца, убиты. Франциск, достигнув совершеннолетия, отправился в Париж, где окончил университет и стал теологом, овладев, вероятно, самой популярной специальностью того времени. Неизвестно, как сложилась бы его судьба, но именно в Париже Франциск встретил Игнатия Лойолу. По добровольному согласию ими совместно с пятью последователями было принято решение посвятить жизнь служению богу. В 1534 году основали новый католический орден, который в наши дни известен как Орден Иезуитов, или общество Иисуса. Приняв в 1537 году сан священника и прослужив несколько лет в Европе, Франциск был направлен для миссионерской деятельности в колониальные страны. Местом его трудов стал индийский регион. Франциск проповедовал Евангелие на Гоа, Цейлоне и Малакке. Проводя свою религиозную работу, как и подобает истинному, целеустремленному проповеднику, он не мог быть незамеченным. О его умении переубеждать ходили легенды. В 1547 году состоялась встреча, которая изменила жизнь католического священника: он познакомился с японцем, прибывшим на Гоа по торговым делам. После общения с этим человеком Франциск твердо решил отправиться в Японию. Во времена жизни Франциска Япония была практически неизвестна. О ней упоминал в своих трудах Марко Поло, некоторые корабли доходили до берегов этого островного государства, но о жизни самих японцев данных не было. Франциск Ксавье, надеясь обратить японцев в христианскую веру, независимо от своей основной цели стал исследователем культуры этого народа. Он прибыл на остров Кюсю 15 августа 1549 года и находился в Японии более двух лет. Значение для современности Франциск Ксавье умер в 1522 году, был похоронен на Гоа. Огромная работа по распространению христианства в азиатском регионе была отмечена Ватиканом: Католическая церковь считает его самым успешным, после апостола Павла, миссионером. В 1619 году Франциск был беатифицирован (причислен к лику блаженных), а в 1622 году канонизирован церковью (стал святым). Но все это - свидетельство труда теолога, философа и священника. Для обывателя Франциск открыл Японию, но не как мореплаватель или путешественник, а как информатор о жизни людей этой страны. Его миссия стала этнографической, хотя сам он, вероятно, об этом не догадывался. Контакт с жителями Японии, попытка донести основы катехизиса, связанная с трудностями японского языка, только сближали с прихожанами, вынуждали искать различные способы коммуникации. Франциск для последователей - не просто один из святых, он считается признанным покровителем многих стран азиатского региона. Его миссия донести веру возымела и отдачу. В наши дни посещение Японии в качестве туриста - одно из заманчивых мечтаний европейских людей, ведь эта земля по-прежнему не понята и загадочна. Несмотря на глобализацию (во всем мире можно встретить технические творения японских инженеров - автомобили, компьютеры), культурная экспансия закрыта. Для познания нужно самостоятельно отправляться на острова. Хорошо развитая туриндустрия в 21 веке делает доступным для посещения практически любые места страны. Помимо этнографических туров, востребованы экскурсионные, пляжные поездки в Окинаву, а также проведение красочных свадебных церемоний. На некоторых островах действуют термальные источники, что делает оздоровительные поездки частью общей программы. Для многих знакомство с Японией начинается весной, когда расцветает сакура, но продолжается всю жизнь.
Заключение Независимо от отношения к религиозной цели похода Франциска Ксавье, стоит признать, что его детальное, точное описание нрава местных жителей нейтрализовало ореол таинственности и предубеждение об агрессивности японцев. |