Через него в черте города перекинуто 5 мостов, и каждый из них по-своему замечателен. Мерефо-Херсонский железнодорожный мост считается самым красивым из них. Его создание было начато в 1912-1914 гг. (он является вторым по старшинству после Амурского). Проект предусматривал создание уникальной криволинейной траектории. Такая форма сделала Мерефо-Херсонский мост единственным в Европе. До начала Первой мировой войны успели поставить 22 металлических опоры (их выполнили по проекту академика Г. Передерия).
После войны потребовалось соединение берегов Днепра для продолжения железнодорожного пути Лоцманская-Апостолово. В 1929 г. строительство возобновили. Автором проекта выступил Н. Колоколов (который впервые в истории строительства мостов предложил использовать в конструкции монолитный железобетон - это давало значительную экономию металла). Руководил процессом создания моста главный инженер М. Кисня.
Мост был сдан в 1932 г., то есть строительство продолжалось всего 1 год 4 мес. Всего в состав моста входят 35 арок из железобетона и 2 металлических пролета, каждый из которых имеет длину 52 м. Мост включает 4 составные части: перекрытие левого берега Днепра, большие арки главного русла, малые арочные пролеты над островом, протокой и частью правого берега, а также 3 сводчатых пролета в парке им. Шевченко. Общая длина моста составляет 1610 м, при этом ширина реки в этой точке - 1250 м. После Великой Отечественной войны мосту потребовался серьезный ремонт.
Появление Мерефо-Херсонского моста значительно улучшило железнодорожное сообщение в Приднепровье. Мост сочетает в себе уникальные технические характеристики и художественную выразительность. Железобетонный гигант создает впечатление кружевной легкости. Мост является памятником архитектуры и инженерного искусства. |