Дивногорская пустынь

Достопримечательности России
Дивногорская пустынь

Недалеко от городка Углич по дороге на Ярославль есть сакральное место под названием «Дивная гора». Возможно, в старину оно и было высоким, но сейчас это лишь возвышение, на котором стоит Троицкая церковь – все, что осталось от некогда бывшей здесь Дивногорской пустыни.

В 16 веке здесь находилась Сырейская слобода – ремесленное поселение, жители которого издревле выращивали лошадей и выделывали кожи. На Кобыльей горе (так раньше называлась Дивная) стояли две приходских деревянных церкви. Одна – церковь Святой Троицы, другая – Святых великомучеников Флора и Лавра, считавшимися на Руси покровителями лошадей.

Красота окружающего места, а может быть, какое-то видение свыше толкнуло митрополита Ростовского Иону основать здесь обитель, для начала заложив на самом высоком месте каменную Троицкую церковь. Вероятно с видением «дива» и связано переименование Кобыльей горы на Дивную.

Место было, действительно, дивное. Церковь естественно вписалась в природный ландшафт, почти не изменившийся с тех времен. Церковь строилась с 1674 года в течение 20 лет. Закончена она была уже при митрополите Иоасафе после смерти Ионы. В ведении прихода Троицкой церкви долгое время было 9 близлежащих сел.

О Дивногорской пустыни известно совсем немного. Как и все монастыри, обитель была православным религиозным центром, имела обширную библиотеку, утраченную к концу 18-го века. В 1702 году собрание рукописей в Дивногорской пустыни насчитывало 13 монашеских кодексов, в их числе «Книга о монашестве» известного в православии монаха-аскета Григория Богослова.

Дивногорская пустынь просуществовала менее ста лет и была закрыта. Ее здания пришли в запустение, и, в итоге, от всей обители уцелела лишь Троицкая церковь – ныне архитектурный памятник Углича.

Троицкая церковь сегодня – живописная архитектурная композиция, состоящая из церкви, колокольни и трапезной. Постройки выполнены в новом для того времени стиле «нарышкинского барокко», но в их облике угадываются и черты ростовской школы. Дополняют композицию изящные резные ворота. Внутреннее убранство храма – росписи и иконы начала 20-го века.

Цветовая гамма композиции (белое с изумрудным в сочетании с голубыми куполами) находится в полной гармонии с окружающим пейзажем, заслуженно называемым в народе "дивным".