Церковь Дмитрия на крови

Достопримечательности России
Церковь Дмитрия на крови

Живописный силуэт церкви Дмитрия на крови – визитная карточка старинного города. История возведения церкви очень интересна и связана с малолетним Дмитрием, сыном Ивана Грозного от его седьмой жены Марии Нагой.

Известно, что юный Дмитрий с матерью был сослан в Углич, где в 1591 году погиб или был убит (историки до сих пор мучаются в поисках истины). Убийство ли это было или роковая случайность, но народ решил, что это дело рук Годуновых и учинил расправу над виновными. Такое самоуправство не осталось безнаказанным. Следственная комиссия, прибывшая в Углич, объявила о том, что страдающий эпилепсией царевич зарезался в припадке совершенно случайно. Виновную в подстрекательстве царицу отправили в монастырь, участников расправ над невинными сослали в Сибирь, а на Руси начались времена, названные историками «Смутными». В скорби о событии на месте убиенного отрока была поставлена деревянная церковь, получившая название «Дмитрия на крови».

Каменная церковь Дмитрия на крови построена в 1692 году, заменив собой деревянную часовню.

При взгляде на церковь не увидишь существенных отличий от других церквей этого периода. Она построена в обычных традициях церковного зодчества.

Куб основного объема с пятью главами, пристроенная трапезная с ажурной колокольней, массивное резное крыльцо – все эти элементы ансамбля характерны для церковных построек 17 века. Привычно и обилие деталей фасада и богатство декора, коими славятся все русские церкви. Однако в облике церкви есть нечто, что заставляет долго любоваться эти чудесным архитектурным творением. Церковь, окрашенная в цвет крови, и ее небесные купола с золотыми звездами вызывают чувство умиротворения и тихой гордости за русского человека.

Красиво и торжественно убранство церкви. Двухсветный зал церкви расписан талантливыми московскими художниками в 1772 г. Росписи на стенах воспроизводят всю историю гибели царевича и являют собой великолепный образец исторической графики в церковном интерьере. Не упоминается здесь лишь «ссыльный колокол», возвестивший о гибели Дмитрия и разделивший участь с виновниками бунта. Трапезная палата расписана в несколько ином стиле. Реалистичная манера стенописи характерна для более позднего периода и является новшеством во фресковой церковной живописи.