Церковь Воскресенская деревянная

Достопримечательности России
Церковь Воскресенская деревянная

Очаровательные пейзажи Плеса именуют «левитановскими» местами. Именно здесь, вдохновившись их красотой, художник написал почти сорок своих полотен, создав своеобразную рекламу столь замечательному краю.

В нескольких картинах художника изображена одна и та же старинная церковь, одиноко стоящая на горе. Вероятно, пейзаж, открывающийся на Волгу, так поразил художника, что он не раз впоследствии возвращался к этой теме.

На знаменитой картине художника «Над вечным покоем» изображен пейзаж села Удомля, а вот церковь, по мнению знатоков, из Плеса, Петра и Павла. Вероятно, художник счел церковь Плеса более живописной и заменил ею простенькую церковь из Удомли.

Гора Левитана с деревянной церковью, ранее называвшаяся Петропавловской, и сейчас доминирует в облике Плеса. Разница в том, что деревянная церковь на вершине горы – вовсе не та, что писал в своих картинах художник. Деревянная церковь с картин Левитана погибла в пожаре в1903 году. Для восполнения «левитановского» пейзажа в 1982 году на место сгоревшей церкви поставили другую - деревянную Воскресенскую церковь, привезенную из владимирского села Билюково.

И все-таки эта другая Воскресенская церковь удивительно повторяет пейзаж, написанный Левитаном. Сегодня Воскресенская церковь – старинная достопримечательность Плеса. Построенная в 1699 году, она по-своему прекрасна и притягательна, и не только как памятник деревянного зодчества. Хотя, безусловно, как старинная церковь, она интересна своими простыми формами, свойственными для церквей клетского типа. Ранее церковь стояла на кирпичном фундаменте и имела шатровую колокольню, которая составляла с храмом единую композицию. К сожалению, в 1930 году колокольню разобрали, а позже, в 50-х, пострадала и маковка храма, унесенная ураганом. Маковку храму вернули, и церковь упокоилась, наконец, в Плесе на старинном погосте Петропавловской горы.

«Левитановский» пейзаж и сейчас влечет к себе туристов. С горы открывается потрясающий вид на Волгу, по-прежнему вдохновляющий художественную богему.