Первая, еще деревянная церковь Успения Божьей матери была в селе еще со времен Иоанна Грозного. Однако храм сгорел во время пожара, и в 1687 году началось строительство каменной церкви. Белоснежная с голубыми куполами-луковками церковь на берегу реки Тьмы стала центром села.
Сейчас к храму ведет узкая дорога, мимо того места, где когда-то был Гиблый омут. Тот самый, который сейчас можно увидеть на картине Левитана «У омута». Через мостки, мимо глухого и темного омута к белоснежным стенам на пригорке, к храму, напоенному светом... Да, это точно была дорога от Тьмы к Свету.
Сейчас Тьма обмелела, Гиблого омута простыл и след, но стоит на тверской земле церковь, чьи стены помнят еще Аннушку Керн, Пушкина, род Вульфов, Левитана.
Каким-то чудом, не смотря на то, что храм пустовал больше 30 лет, сохранилась настенная роспись и сегодня поражающая посетителей. Строго смотрят в глаза лики святых, невольно заставляя забыть о суете мирской, о том, что всего за несколько сот километров бурлит столица, и нет этой тишины и покоя.
В церкви хранится особо чтимая православными паломниками икона Святителя Николая Чудотворца и икона святой Троицы.
Старинное русское село на границе Московской и Тверской областей, Берново, известное в наше время, в основном, благодаря пушкинскому музею-усадьбе, заслуживает куда более пристального внимания. Гуляя по улочкам села можно почувствовать прелесть русской провинции, увидеть красоту старинных деревянных домов с резными ставнями и петушками на остроконечных крышах. А на пригорке у реки Тьмы стоит светлая церковь с голубыми куполами и кажется, что никто не удивится, увидев тут художника с этюдником или молодого поэта, выглядывающего в Гиблом омуте русалку. |