Паго-Паго является административным центром и столицей государственного образования Американского Самоа. Сам город расположен на береговой линии, на высоте около 3 метров над уровнем моря. С материковой части Паго-Паго окружают горные вершины, среди которых наиболее крупными являются пики Алава и Матафао, расположенные на территории Национального парка Американского Самоа.
По данным на начало нынешнего столетия в городе проживало прядка 12 тыс. человек, большая часть которого сегодня занимается обслуживанием международного аэропорта, производством тунца и трудится в индустрии развлечений и туризма. На долю последнего приходится значительная доля в экономике Американского Самоа. Первые поселения человека на территории современного Паго-Паго, равно как и на площади всего архипелага Самоа, появились около 2 тыс. лет назад в ходе миграции людей из южных областей Восточной Азии. Первые европейцы на территории островов появились в первой половине 18-го столетия. Голландец Якоб Роггевен в 1722 году открыл данный архипелаг.
В 1878 году с королевством Самоа Соединенными Штатами был заключен договор о том, что в одной из бухт острова Тутуила будет располагаться военная морская база. Порт Паго-Паго сохранял свой статус вплоть до 1951 года, когда здесь была закрыты угольная станция и ремонтная база военно-морских сил США. В 1942 году гавань, в которой лежит город, была обстреляна японской подводной лодкой. В 2009 году, 29 сентября, прибрежные зоны города Паго-Паго подверглись разрушительному действию цунами, возникшему из-за сильного землетрясения, очаг которого располагался в море недалеко от побережья. Морской стихией было разрушено множество зданий, а также от нее пострадало большое количество людей.
В наше время большая часть коммерческих, правительственных и других подобных учреждений расположена в деревне Фагатого. Среди достопримечательностей города можно выделить музей прикладного декоративного искусства (Хэйдона), Национальный парк и др. Главная достопримечательность города - гавань Паго-Паго, представляющая собой глубоко вдающееся во внутреннюю территорию острова кальдеру, имеющую репутацию лучшей стоянкой кораблей в южной части Тихого океана и одной из крупнейшей гаваней региона, образованных естественным путем. |